ПОЛИТ-РОК

 

Трудно найти рок-группу, которая при­зналась бы в политической целенаправ­ленности своего творчества. Даже объек­тивно политизированные поп-исполните­ли очень не любят, если их идентифици­руют с некими партиями, лидерами и идеологиями. Главных причин тому две: во-первых, рок все-таки более эмоцио­нальное, нежели «программное» искусство; во-вторых, неписанные законы поп-бытия предостерегают артистов, особен­но известных, от какой бы то ни было открытой «партийности», поскольку от политических антипатий могут пострадать имидж и популярность. Таким образом, термин «полит-рок» обозначает не одно из стилистических направлений рок-му­зыки (такого, строго говоря, нет), а, ско­рее, характеристику отдельных произве­дений. Скажем, альбом Джона Леннона «Когда-то в Нью-Йорке» и песня «Дайте миру шанс» несомненно являются полит­роком, хотя назвать его самого предста­вителем полит-рока было бы неверно.

В истории рок-музыки можно насчитать три пика политической активности. Пер­вый— с 1966 по 1972 год, когда рок-му­зыканты, продолжая линию исполнителей «песен протеста», активно включились в борьбу против истеблишмента, войны во Вьетнаме, преследования инакомысля­щих. Музыка «полит-рока» варьировалась в самой широкой амплитуде — от баллад Донована и Нила Янга до психоделиче­ского гротеска «Кантри Джо» и «Группы Эдгара Броутона», от прямолинейного рока «Криденс Клируотер» до заумного экспрессионизма «Генри Коу». Второй пик, 1977—1980, связан в первую оче­редь с организациями «Рок против расиз­ма», «Кампания за ядерное разоруже­ние» и прочими антитетчеровскими дви­жениями в Британии, которые активно поддерживали группы «Клэш», «Джем»,«Бит», «Спейшлз», Элвис Костелло и мно­гие другие исполнители панк-рока и ска. Третий пик наблюдается сейчас, когда не только молодые радикальные музыкан­ты, но и многие признанные рок-звезды проявляют большую творческую и граж­данскую активность в таких вопросах, как борьба против апартеида в ЮАР и вме­шательства в дела Никарагуа, за сокра­щение ядерных вооружений и сохране­ние дикой природы. Достаточно назвать имена Питера Гэбриэла, Боба Гелдофа, Стинга, Джексона Брауна, Стива Ван За-ндта, которые не только написали песни на злобу дня, но и организовали массо­вые благотворительные акции.

В СССР рок-музыка политизирована, как нигде. И отнюдь не по команде «сверху», а, напротив, вопреки ей. «Али­са», «Антис», «ДДТ», «Телевизор» и мно­гие другие наши рок-группы поют о бю­рократии и сталинизме. Реально наш по­лит-рок сформировался лишь в начале 80-х и очень быстро завоевал колоссаль­ную популярность. Может быть, это явле­ние стоило бы назвать «гласность-рок».

 

Hosted by uCoz