ПОЛИТ-РОК
Трудно
найти рок-группу, которая призналась бы в политической целенаправленности
своего творчества. Даже объективно политизированные поп-исполнители очень
не любят, если их идентифицируют с некими партиями, лидерами и идеологиями.
Главных причин тому две: во-первых, рок все-таки более эмоциональное, нежели
«программное» искусство; во-вторых, неписанные законы поп-бытия предостерегают
артистов, особенно известных, от какой бы то ни было открытой «партийности»,
поскольку от политических антипатий могут пострадать имидж и популярность.
Таким образом, термин «полит-рок» обозначает не одно из стилистических
направлений рок-музыки (такого, строго говоря, нет), а, скорее,
характеристику отдельных произведений. Скажем, альбом Джона Леннона
«Когда-то в Нью-Йорке» и песня «Дайте миру шанс» несомненно являются политроком,
хотя назвать его самого представителем полит-рока было бы неверно. В
истории рок-музыки можно насчитать три пика политической активности. Первый—
с 1966 по 1972 год, когда рок-музыканты, продолжая линию исполнителей «песен
протеста», активно включились в борьбу против истеблишмента, войны во
Вьетнаме, преследования инакомыслящих. Музыка «полит-рока» варьировалась в
самой широкой амплитуде — от баллад Донована и Нила Янга до психоделического
гротеска «Кантри Джо» и «Группы Эдгара Броутона», от прямолинейного рока
«Криденс Клируотер» до заумного экспрессионизма «Генри Коу». Второй пик,
1977—1980, связан в первую очередь с организациями «Рок против расизма»,
«Кампания за ядерное разоружение» и прочими антитетчеровскими движениями в
Британии, которые активно поддерживали группы «Клэш», «Джем»,«Бит»,
«Спейшлз», Элвис Костелло и многие другие исполнители панк-рока и ска.
Третий пик наблюдается сейчас, когда не только молодые радикальные музыканты,
но и многие признанные рок-звезды проявляют большую творческую и гражданскую
активность в таких вопросах, как борьба против апартеида в ЮАР и вмешательства
в дела Никарагуа, за сокращение ядерных вооружений и сохранение дикой
природы. Достаточно назвать имена Питера Гэбриэла, Боба Гелдофа, Стинга,
Джексона Брауна, Стива Ван За-ндта, которые не только написали песни на злобу
дня, но и организовали массовые благотворительные акции. В СССР рок-музыка политизирована, как нигде. И отнюдь не по команде «сверху», а, напротив, вопреки ей. «Алиса», «Антис», «ДДТ», «Телевизор» и многие другие наши рок-группы поют о бюрократии и сталинизме. Реально наш полит-рок сформировался лишь в начале 80-х и очень быстро завоевал колоссальную популярность. Может быть, это явление стоило бы назвать «гласность-рок». |